«Признание блокчейна уже наступило». Как технология развивается в России

Представители крупнейших российских банков, блокчейн-проектов и госструктур о том, почему в 2020 году в России начали более широко использовать новую технологию и какие у нее перспективы.
Блокчейн  — уже точно не слово для привлечения внимания. В России идет активное обсуждение технологии в практическом ключе по целому ряду вопросов, касающихся бизнеса, государства и общества в целом. Пена хайпа сошла и спустя годы развития технологии мы явно очутились на рынке, где активно работают корпорации, вендоры и интеграторы, которые могут и умеют строить проекты индустриального, федерального и уже международного масштабов.

Управляющий партнер MINDSMITH Руслан Юсуфов подчеркнул:

  «2020 год начался в одном мире, а заканчивается в другом: мире ограничений, страхов и переживаний, где погибали целые индустрии, но на месте старых сразу же вырастали несколько новых. Ускоренная и вынужденная цифровая трансформация запустила необходимость постоянного поиска инноваций, зачастую в тех областях, где еще даже не сформировались лучшие практики», 
2020 год без преувеличения стал годом тектонических сдвигов во многих отраслях экономики, связанных с попыткой найти новые бизнес-модели и подстроиться под новую реальность. Для технологии блокчейн в России этот непростой год стал не только проверкой многих концепций на прочность и регуляторных встрясок, но и годом инновационных проектов и новых партнерств.

Прошедшая в середине декабря вторая ежегодная блокчейн-конференция Waves Enterprise подводила жирную черту под итогами 2020 года, разумеется, в режиме онлайн и со всеми принятыми сегодня ограничениями. Тем не менее, мероприятие собрало практически весь цвет отечественного корпоративного блокчейна: от представителей госсектора и исследователей до лидеров индустриального применения. Повестка конференции затронула все основные трансформационные процессы развития применения технологии, от регуляторных и государственных аспектов до конкретных бизнес-кейсов и проектов частного сектора.

Признание блокчейна в госсреде уже наступило

2020 год прошел под флагом пандемии, которая стала мощным триггером инноваций в государственном секторе. Самыми горячими событиями года стали, без сомнения, принятый закон о цифровых финансовых активах (ЦФА), утверждение дорожной̆ карты развития технологии распределенных реестров и активное вовлечение многих государственных структур в работу с блокчейном: от налоговой и таможенной служб до партийных организаций и даже Банка России.

Обсуждая роль и статус блокчейна в государственной̆ экосистеме, эксперты единогласно пришли к выводу, что признание блокчейна в государственной̆ среде уже наступило. Многие государственные организации уже относятся к технологии как к данности. Качественной̆ трансформацией̆ в контексте блокчейна стало то, что доносить до заказчиков ценность блокчейна стало гораздо проще. Сформировалось понимание конкретных сценариев использования, потенциальных выгод и возможных последствий.

2020 год стал одним из лучших для корпоративного блокчейна в госсекторе. Активно запускались как новые проекты, так и стремительно развивались уже функционирующие.

Начальник управления технологий распределенных реестров ДИТ Москвы Кирилл Поляков добавил:

  «Утверждением дорожной карты государство признало конец эпохи хайпа и начало эпохи просвещения. И факт доверия государства к этой технологии показывает, что госорганы и госкомпании намного более точно понимают, зачем им данная технология».

Коммерческий директор Waves Enterprise Игорь Кузьмичев отметил:

 «В рамках конференции широко обсуждались особенности, с которыми неизбежно сталкиваются разработчики блокчейн-решений при работе с государством. Зачастую залогом успеха блокчейн-проектов на страновом уровне становится не столько технологическая составляющая, сколько готовность сторон сесть за стол переговоров и договориться, кто что отдаст и взамен получит. И в этом контексте подготовительная работа по фасилитации дискуссии многих участников является одной из ключевых задач развития проекта. Поэтому в первую очередь ключевым моментом в развитии подобных блокчейн-проектов является готовность и способность найти общий язык между всеми участниками».

Как и с любой блокчейн-системой, при вовлечении государства как участника базовые принципы не меняются. Все участники должны согласиться по своду позиций и прийти, действительно, к консенсусу. Поэтому первоочередная задача в контексте таких проектов — думать о пользе решения и горизонтальном взаимодействии. Прежде чем будет достигнут консенсус в самой̆ блокчейн-сети, должен возникнуть консенсус о правилах ее работы и задачах между самими участниками, включая государственных.

Таким образом, по всей видимости, для успешной популяризации корпоративного применения блокчейна, должно действительно пройти определенное время, когда новая технология, придя на рынок других технологических инструментов, покажет свою эффективность и свое прикладное применения, постепенно отвоевывая территорию, подчеркнул Кузьмичев. Внедрение блокчейна само по себе налаживает доверие между участниками, а значит и на рынке в целом. Поэтому с каждым годом, с каждым новым блокчейн-проектом, выведенным в промышленную эксплуатацию, проекты будут становиться все масштабнее и эффективнее. Регуляторная активность 2020 года задала крайне перспективную, но все же оболочку будущим инструментам на базе блокчейна. И в последующих годах, всему рынку еще предстоит наполнять эту оболочку революционными кейсами применения.

Функционирование блокчейна невозможно без участия государства

Президент Федерации интеллектуальной̆ собственности Сергей Матвеев подчеркнул:

 «Когда общаешься с государственным заказчиком в первую очередь возникают не технологические вопросы, а вопросы обоснованности выбора технологии и выработки понимания, какой̆ бизнес-процесс нужно оптимизировать и какую пользу может принести применение блокчейна в целом. Внедрение блокчейна — это внедрение качественно иного организационного, инфраструктурного и социального подхода».

«Поэтому в контексте государственных проектов мы идем в первую очередь в те проекты, где применение блокчейна обосновано, понятно и не вызывает вопросов», — объяснил Матвеев.

Директор по продукту Waves Enterprise Артем Калихов добавил:

 «Говоря о роли государства в будущих отраслевых блокчейн-системах, эксперты отдельно отметили, что как реализация, так и функционирование подобных систем попросту невозможны без участия государства. Данные аспекты касаются как разработки необходимой̆ регуляторной̆ базы, так и технологического взаимодействия, в том числе по вопросам взаимодействия с государственными информационными системами и валидации юридически значимых соглашений».

На базе платформы Мастерчейн существует сервис цифровых банковских гарантий, который в 2020 году был выведен на этап промышленной эксплуатации. В его рамках корпорации и банки взаимодействуют напрямую в единой сети с едиными стандартами машиночитаемых документов, где присутствуют смарт-контракты, которые обеспечивают жизненный цикл цифровой банковской гарантии. В связи с тем, что на практике сильно распространен бумажный документооборот и мошеннические операции с банковскими гарантиями также распространены, блокчейн позволяет в единой доверенной среде фиксировать факт выдачи гарантии и выполнения требований. В этом контексте одна из ключевых ролей лежит как раз на государстве. Существует, например, практический сценарий, когда бенефициаром сервиса банковской гарантии выступают органы государственной власти, которые, как и другие участники системы, имеют внутренние процессы по проверке банковской гарантии и вопросам автоматизации жизненного цикла проекта. Поэтому роль государства в таких блокчейн-системах — это во многом валидация и автоматизация процессов проверки исполнения условий контрактов.

Руководитель направления «Развитие технологии распределенного реестра» Ассоциации ФинТех Анатолий Конкин подчеркнул:

  «Взаимодействие с государством, безусловно, накладывает и свои ограничения на развитие блокчейн-проектов. Однозначно в большинстве блокчейн-сервисов основную роль играют не столько технологии, сколько сами участники, которые должны сесть за стол переговоров, определить стандарты документации, утвердить исходный код смарт-контрактов и определить универсальные процедуры для законодательно регулируемых процедур. Без участия регуляторов, которые проактивно вовлекаются в обсуждении нормативных аспектов, развитие крупных блокчейн-проектов было бы невозможно. И эксперты справедливо отметили, что несмотря на то, что в таких условиях неминуемо возникают дополнительные административные процедуры, без их прохождения невозможно вывести революционные блокчейн-проекты в промышленную эксплуатацию».

Договориться государственным службам между собой категорически сложно. Особенно в контексте такой молодой технологии, как блокчейн, которой всего несколько лет и которая только начинает апробироваться на крупных вендорах и рынках. Более того, в контексте частно-государственных блокчейн-проектов модель угроз крайне жесткая, что значительно сужает круг технологических возможностей.

В связи с озвученными в рамках дорожной̆ карты развития блокчейна 10,1 млрд рублей запланированных инвестиций до 2024 года, отдельной темой для обсуждения среди экспертов стали планы и прогнозы по развитию применения корпоративного блокчейна в следующем году, рассказал Кирилл Поляков, начальник управления технологий распределенных реестров ДИТ Москвы. 2020 год фактически стал основным этапом по решению проблем внедрения технологии и многие эксперты озвучили позитивные прогнозы.

Блокчейн-проекты не могут висеть в вакууме, их необходимо интегрировать в существующие системы. Данная проблема стоит особенно остро при интеграции в морально устаревшие технологические системы, поэтому в 2020 году было необходимо провести большую работу по интеграции. Но уже сейчас можно говорить, что 2021 год станет годом реализации бизнес-процессов и перехода от решения технических проблем к проблемам организационным.

В 2020 году мы пришли к тому, что блокчейн-проекты действительно можно масштабировать, коммерциализировать и заниматься нагрузочными тестированиями и вопросами безопасности, отметил Конкин. В России явно появился слой корпораций, которые более развиты в вопросах R&D и активно наращивают свою внутреннюю блокчейн-экспертизу как в части оптимизации текущих процессов, так и в поиске новых каналов развития бизнеса. Мы видим, что в каждой индустрии есть лидеры, которые задают темп развития индустриальных решений, которые имеют амбиции масштабироваться на всю индустрию. Другим компаниям сейчас крайне необходимо не остаться в стороне. Мы видим реальный спрос на блокчейн-системы в группах компаний. И когда мы с клиентами общаемся на тему проекта, мы по сути обсуждаем не сам блокчейн, а конкретные задачи.

Заместитель директора по ИТ ФГБУ ФИПС Константин Нагаев отметил:

 «В рамках реализации технологических и отраслевых платформ в контексте дорожной карты развития технологий распределенных реестров основные процессы крупного внедрения начнутся в конце 2021 года и начале 2022 года. Думаю в 2021 году запланировано много проектов по поддержке отечественных решений».

Блокчейн для бизнеса

Директор по продукту Waves Enterprise Артем Калихов подчеркнул:

  «Коронакризис стал катализатором максимально прикладных и утилитарных проектов в сфере телекоммуникаций и удаленной работы — понятных и достаточно традиционных решений. Учитывая, что затраты на значительные инновации, которые несет с собой блокчейн, могут позволить себе весьма ограниченный круг организаций, в период пандемии многие компании сосредоточились на быстрых результатах утилитарного применения, а такие инновационные направления как блокчейн были во многом заморожены. Однако в целом эксперты крайне позитивно оценили прогресс, достигнутый на поприще внедрения блокчейна в 2020 году».

За эти годы рынок успешно перешел от позиции «ничего не понятно, но делать точно надо» к точке, когда стало понятно, зачем действительно нужен блокчейн.

Мы уже смотрим на технологию как на один из технологических инструментов, на котором можно уверенно строить проекты. В прошлом году мы постоянно сталкивались с проблемой недостаточной зрелости рынка, как регуляторной и технологической, так и ментальной. В 2020 году сами заказчики подросли с точки зрения инфраструктуры и понимания конкретных задач, которые могут быть решены блокчейном. Мы достаточно активно работали с технологией в 2020 году, и, на наш взгляд, применение блокчейна уже перешло от этапа выявления прикладных бизнес-кейсов к четкому пониманию, как на блокчейне строить проекты и как считать показатели повышения эффективности.

Директор центра разработки инноваций Альфа-Банк Денис Додон:

 «Мы наблюдаем сейчас, что из исследований и разработок блокчейн превратился в кейсы, которые реализуются в реальной жизни. Однозначно 2021 год должен в России стать прорывом в контексте блокчейна. Этому будет способствовать и закон о ЦФА, и дискуссионный доклад Банка России и многие другие события, которые мы еще обязательно увидим в следующем году».

И в конечном итоге эксперты сошлись во мнении, что, скорее всего, все эти годы блокчейну необходимо было лишь чуть больше времени для накопления критической массы экспертизы среди корпораций и достижения уровня технологической зрелости.

Три ключевых барьера для повсеместного применения блокчейна в России во многом сводятся к необходимости должного осознания технологии и сценариев применения: необходимость достижения зрелости в рамках жизненного цикла внедрения технологий в промышленную эксплуатацию, отсутствие организационной модели взаимодействия участников и четких сценариев решения проблем информационной безопасности.

Директор дивизиона «Транзакционный бизнес» Сбербанка Сергей Попов добавил:

 «Если в 2019 году на этой конференции в основном обсуждались пилотные блокчейн-проекты, то в этом году уже можно назвать порядка 10 проектов, которые перешли или переходят к промышленной эксплуатации и показали свою эффективность. А учитывая, что в конце 2020 года был дан мощный толчок в направлении ЦФА и токенизации, эти темы станут основными направлениями стремительного развития блокчейн-проектов в следующем году.»

Не внедряя блокчейн-проекты в промышленную эксплуатацию, не накладывая систему на существующие инфраструктуры, в рамках пилотных проектов практически невозможно рассмотреть все вопросы, которые встанут перед промышленным внедрением. Более того, для наиболее эффективного внедрения корпоративного блокчейна во многих аспектах бизнес-процессов нужна инфраструктура абсолютно нового поколения. Разработать логику процессов в блокчейне достаточно просто, но при наложении блокчейн-решений на традиционные системы неминуемо возникают проблемы интеграции и бутылочных горлышек. И на мой взгляд, рынок на текущий момент созрел для этого скачка. И то, что рынок переходит на цифровые активы и токенизированные расчеты создаст условия для качественного перехода.
br>

Директор по развитию бизнеса S7 TechLab Герберт Шопник отметил:

 «Учитывая такие яркие прогнозы на развитие применения блокчейна в корпоративной среде, нельзя обойти стороной̆ вопросы интеграции инновационных систем с уже функционирующими в рамках корпоративного контура решениями, а также проблемы промышленных испытаний блокчейн-систем.

2020 год стал годом активного перехода проектов из этапа пилотирования в промышленную эксплуатацию. А подобный переход в условиях функционирующего бизнеса, который уже инвестировал на определенном этапе значительные суммы в текущие системы, налагает большое количество вопросов по интеграции блокчейн-систем в бизнес-процессы, по проверке и обеспечению безопасности системы и нагрузочным испытаниям.»
br>

Руководитель центра инновационных технологий Райффайзенбанка Евгения Овчинникова добавила:

 «Одна из основных проблем внедрения — это не совсем верное позиционирование целей внедрения блокчейна. Крупные компании уже имеют достаточно высокий уровень автоматизации своих бизнес-процессов. Уже вложены большие средства в легаси-системы, а каждая новая инновация стоит бизнесу дороже и дает меньший эффект. Блокчейн же находится в плоскости социальной революции. Блокчейн крайне эффективен для создания экосистем равных участников, где все общаются со всеми. Поэтому заказчикам надо предлагать не оптимизацию, а изменение мира в котором они живут».

Источник: rbc.ru

Поделиться
Поиск по сайту